МБОУ "Губернаторский лицей № 100"
город Ульяновск

Роль семьи и школы в обеспечении безопасности детей

Цель «безопасного» воспитания – внушить ребёнку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определённые правила поведения, он не попадёт в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдёт из неё выход.

Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему , но та и другая заботятся в первую очередь о безопасности подрастающего поколения.

Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определённому образу жизни. У ребёнка должен выработаться защитный механизм , который автоматически сработает в нужный момент.


 

Есть замечательные слова А.С. Макаренко

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему . Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь или читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение.

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Вот некоторые советы и рекомендации, которые могут помочь родителям в их «семейном» курсе обучения детей навыкам безопасного поведения в обществе.

  • Изучайте литературу, посвящённую безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей , общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счёт людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.

  • Учитывайте возраст ребёнка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится ещё в коляске, никаким правилам его не научишь. Его жизнь – полностью в руках родителей, дедушек и бабушек. Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду.

Но вот ребёнку 3-4 года. Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между «хорошими» и «плохими» прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету. Ребятишки постарше должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.

Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это крайне важно. Ничто не даёт так много для понимания вашего ребёнка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души – о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребёнок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребёнка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.

Если ребёнок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то , что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием – непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребёнку, и родителям. Во время таких бесед «по душам» уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные «страшные» истории.

Если вам стало известно, что ребёнок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребёнок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его – спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Лишь имея постоянный контакт с ребёнком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять «свободу» (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить съездить к товарищу и т. д.)

Здесь нужно учитывать ещё одно обстоятельство: если ребёнок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль «добрых» дядей.

  • Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребёнка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату – ваш ребенок в сложной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушённый ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.

Страх подавляет интуицию ребёнка, «смазывает» инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если ребятам ми сообщается та или иная криминальная информация, то её нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой.

  • Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению – это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребёнок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчёркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребёнка.

  • Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких – это игры с куклами ( кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т. д.), для детей постарше – разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: « А как ты поступишь, если…», упомянутые рассказы-воспоминания.

  • Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребёнок.

  • Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал то или иной ребёнок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастными. Есть физическая возможность решительно вмешаться – действуйте! Если нет такой возможности запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в полицию.

Сегодня вы помогли чужому ребёнку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно, и спасёт вашего!

Родители, помните! Своими неправильными действиями вы закладываете в детях пренебрежительное отношение к своей безопасности и отрицательную привычку нарушать правила поведения. Никогда не нарушайте в присутствии детей Правила взаимоотношений и поведения в обществе, иначе в ваше отсутствие они могут повторить ваши ошибки в подобной ситуации, цена которых иногда - жизнь и здоровье ваших детей.

Ребенок один в доме, квартире

С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это зависит от многих обстоятельств: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.

Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:

На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи).

Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.

Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером.

Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон.

Уберите все предметы, которыми он может пораниться.

Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.

Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.

Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному.

При возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону . Позвонив в дверь, ребенок должен ее открывать только после того, как вы полностью назовете себя.

Лекарственные препараты

Особенно опасны препараты для снижения давления и снотворные, поэтому домашнюю аптечку храните в недоступном для ребенка месте.

Не оставляйте на видных местах таблетки и другие лекарства. Уходя из дома, убирайте все колющие, режущие предметы и спички. Хранение оружия и боеприпасов в квартирах, домах должно быть на законном основании с соответствующим разрешением. Хранить его нужно в недоступном для детей месте, в сейфе, где хранятся ключи и код от сейфа должны знать только взрослые.

Научите ребенка правильно обращаться с телевизором, утюгом. Объясните, что лазить в розетки запрещено, а тем более засовывать в них посторонние предметы.

Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что пока он находится у себя дома за закрытой дверью, он в относительной безопасности, но стоит лишь открыть дверь, как грань между ним и преступником стирается, он тут же становится легкой добычей, хотя бы потому, что не готов к нападению из вне, следовательно, не может сориентироваться в сложившейся ситуации.

покидая квартиру, часто оставляют ее открытой, мол я быстро вернусь;

Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних.

Если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки.

Открыв дверь и выйдя из квартиры, не забудь закрыть за собой дверь на ключ, и тогда ты можешь быть уверен, что тебя при возвращении не будет ждать дома преступник.

Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.

Если незнакомец оказался у тебя за спиной, повернись к нему лицом. В случае попытки напасть на тебя будь готов обороняться. Для этого ты можешь использовать портфель, сумку, мусорное ведро, ключи, брелок и т.п. Нанеси нападающему неожиданный удар и затем убегай, крича: «Пожар» или «Горим».

Если незнакомец пытается зажать тебе рот, постарайся укусить его за руку, если же ты оказался с ним лицом к лицу кусай за нос.

Общение по телефону

В настоящее время мало кто представляет общение без телефона. Нередко телефон из средства защиты превращается в «отмычку» преступников. Поэтому напомним вам основные правила пользования телефоном ребенком:

Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего, ты можешь ошибиться.

Никогда и никому не говори, что ты дома один.

Если просят назвать адрес, не называй, попроси перезвонить позже.

Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя.

Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и сообщи обязательно родителям.

Приобретите телефон с автоматическим определителем номера.

Общение с посторонними

Преступники очень часто используют доверчивость детей. Но отчасти в этом виноваты и мы. Ребенок, наблюдая за нами видит, как легко и просто мы разговариваем в общественном транспорте и общественных местах с незнакомыми людьми и повторяет наши действия. Как же научить ребенка осторожности. Прежде всего ему необходимо объяснить, что все люди, не являющиеся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей часто видит у себя в доме, во дворе, улице

Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.

Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас. В крайней необходимости только с разрешения родителей.

Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения (детского сада) с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.

Если Вы не сможете придти за ним в школу (детский сад), предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо (или он должен знать человека в лицо).

Не забудьте предупредить школу о том, кто придет за ребенком.

Если вашего ребенка пытаются увести насильно, он должен привлечь к себе внимание людей, крича: «Это не мои родители! Я их не знаю!»

В нашей системе воспитания доминирует положение о том, что взрослый всегда прав. Поэтому дабы уберечь ребенка от столкновения с маньяками, насильниками и прочими правонарушителями обучите детей:

общение с незнакомыми людьми ограничить только дружескими приветствиями. На все предложения незнакомых отвечать: "Нет!" - и немедленно уходить от них.,

не поддаваться на уговоры незнакомцев, даже если они знают или зовут ребенка по имени. Отнюдь не всех старших надо слушаться. Только родители, родственники или близкие друзья семьи имеют право на послушание. Если ребенок увидел преследующего его незнакомца, то при отсутствии близких, пусть, не стесняясь, подходит к прохожим, внушающим доверие, и просит защиты и помощи. Научить его этому - ваша задача.,

ни в коем случае и никуда не ходить с незнакомыми, будь это "взрослые" дяди или дворовая компания.,

не садиться в машину к незнакомым лицам.,

никогда не принимать подарки от незнакомцев без разрешения родителей.

Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не только не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации, но наоборот можете способствовать негативному развитию конфликта. Ведь неточные фразы, пугающие ребенка, не научат его правильному поведению в случае возможной опасности. Да и чрезмерное запугивание ребенка контактами с правонарушителями может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого ваша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:

Что не надо говорить...

1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.

2. Кругом полно психов.

3. Тебя могут украсть.

4. Детям гулять в парках очень опасно.

5. В наши дни никому нельзя доверять.

Вместо этого скажите:

1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом...

2. Большинство людей заслуживают доверия, но...

3. С тобой ничего не случится, если...

4. Если кто-нибудь подойдет к тебе...

5. Ты можешь обратиться за помощью..

Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

А это - правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка!

- Не уходи далеко от своего дома, двора.

- Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.

- Не гуляй до темноты.

- Обходи компании незнакомых подростков.

- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

- Не отправляйся один в дальние поездки.

- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт.

- Не открывай дверь людям, которых не знаешь.

- Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.

- Не садись в чужую машину.

Будь вежлив с окружающими. Извинись, если причинил другому беспокойство

- На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.

- Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.

- Никогда не соглашайся, если тебя заставляют держать что-то в тайне

В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.

Не принимай подарки и угощения от незнакомых людей

Самое главное преимущество детей в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает о нем и заставляет ему следовать? Можете быть уверены: если правила личной безопасности наряду с другими излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами, то ваш ребенок обязательно будет им следовать.

Но помните: все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения.

Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.